Образовательные стандарты и требования

Фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты (ФГОС) предс­тав­ля­ют со­бой со­вокуп­ность тре­бова­ний, обя­затель­ных при ре­али­зации ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­новно­го об­ще­го, сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го, на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го, сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния об­ра­зова­тель­ны­ми уч­режде­ни­ями, име­ющи­ми го­сударс­твен­ную акк­ре­дита­цию.

Фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты обес­пе­чива­ют:

  1. единс­тво об­ра­зова­тель­но­го прост­ранс­тва Рос­сий­ской Фе­дера­ции;
  2. пре­емс­твен­ность ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­новно­го об­ще­го, сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го, на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го, сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

ФГОС вклю­ча­ет в себя 3 ви­да тре­бова­ний:

  1. тре­бова­ния к струк­ту­ре ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, в том чис­ле тре­бова­ния к со­от­но­шению час­тей ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы и их объёму, а так­же к со­от­но­шению обя­затель­ной час­ти ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы и час­ти, фор­ми­ру­емой участ­ни­ками об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са;
  2. тре­бова­ния к ус­ло­ви­ям ре­али­зации ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, в том чис­ле кад­ро­вым, фи­нан­со­вым, ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ким и иным ус­ло­ви­ям;
  3. тре­бова­ния к ре­зуль­та­там ос­во­ения ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм.

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. 

С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС в каждой общеобразовательной организации

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 

Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. 

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. 

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. 

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.  


ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ИХ КОПИЙ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100

(Федеральный государственный образовательный стандарт)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

(Федеральный государственный образовательный стандарт)

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480)

(Федеральный государственный образовательный стандарт)

ФОП начального общего образования

(Федеральные государственные требования)

ФОП основного общего образования

(Федеральные государственные требования)

ФОП среднего общего образования

(Федеральные государственные требования)